Вопросы борьбы с алкоголизмом в работе лечебных учреждений (продолжение)

Интересное описание «синдрома поворота окружающего в вертикальной плоскости» при белой горячке и алкогольнэ- антабусных пробах дано в работе К. X. Короленок (Курск). Учет пространственных нарушений при алкогольных заболева­ниях, как указывает автор этой работы, позволяет более точно описывать их клиническую картину и облегчает дифференци­альную диагностику между белой горячкой и другими алко­гольными психозами.

Изучение клиники алкоголизма научными и лечебными учреждениями союзных и автономных республик проводится с учетом специфических местных особенностей, что содейст­вует выработке конкретных противоалкогольных мероприятий на местах. Так, X. В. Наубатов (Ашхабад), изучая вопрос о взаимоотношении алкоголизма и терьякешества (хронической опиомании), указывает, что у бывших опиоманов злоупотреб­ление алкоголем приводит, иногда спустя длительное время, к появлению повторных опийных абстиненций и рецидивам за­болевания. Автор рекомендует комплексное проведение проти­воалкогольной и других видов наркологической работы в усло­виях Туркмении.

В. И. Скрябина (Орджоникидзе) описывает ряд специфиче­ских особенностей в психопатологической картине при остром отравлении местным самогоном (аракой).

В центре внимания психоневрологических учреждений на­ходятся вопросы лечения алкоголизма: обобщение накоплен­ного опыта применения известных средств, изыскание новых эффективных лечебных методов, вопрос о преимуществах амбулаторного и стационарного лечения. Актуальность этих вопросов нашла свое отражение в большом количестве докла­дов на лечебные темы, представленных на обсуждение Все­союзной конференции по вопросам борьбы с алкоголизмом. В целом ряде работ отстаивалась точка зрения о большей целесообразности стационарного лечения больных хроническим алкоголизмом, так как, по мнению авторов этих работ, решаю­щую роль играет отрыв больного от привычной среды и лучшая организация комплексного обследования и лечения. Другие авторы, напротив, подчеркивали преимущества амбулаторного лечения лиц, страдающих хроническим алкоголизмом. Сторон­ники этой точки зрения указывали на необходимость длитель­ного лечения больных, диспансерного наблюдения за ними, отмечали, что пребывание больных алкоголизмом в стациона­ре —среди душевнобольных или неоднократно лечившихся де­градировавших алкоголиков — неизбежно бывает сопряжено с целым рядом отрицательных моментов.

Комментарий: помощь при запое успешно оказывается в нашей клинике уже много лет.

Разные мнения высказывались также авторами ряда работ и по поводу длительного лечения больных антабусом. Если одни исследователи указывали на большое количество осложнений при этом виде терапии и предостерегали против длительного применения антабуса, то другие, напротив, на основании опыта своей лечебной работы, приходили к выводу о необходимости длительной поддерживающей терапии антабусом и о незначи­тельном количестве осложнений при правильно проводимом лечении. Все эти дискуссионные вопросы достаточно отражены в ряде статей, помещенных в настоящем сборнике.

Вопросу лечения хронического алкоголизма апоморфином в условиях внебольничной психоневрологической сети посвя­щена работа И. Н. Терновского (Краснодар). На основании опыта амбулаторного лечения больных апоморфином и анализа катамнестических данных автор работы считает, что метод амбулаторного лечения играет существенную, хотя и вспомо­гательную роль в общей системе лечебно-профилактических мероприятий.

На важное значение амбулаторного лечения больных хрони­ческим алкоголизмом указывает также И. М. Невский (Ленин­град), предложивший рассчитанную на три года схему лечения, предусматривающую сочетание психотерапии с выработкой в условиях диспансера отрицательной условнорефлекторной реакции на алкоголь с помощью апоморфина.

Лечению хронического алкоголизма сульфозином посвя­щены работы Е. М. Ефименко и С. А. Кагарлицкой (Ташкент).

Исключительно важное значение психотерапии в системе лечения хронического алкоголизма признается всеми, кто ра­ботает в области наркологии. Об этом свидетельствуют выступ­ления на конференции М. С. Лебединского (Москва), Мягкова (Воронеж), Макеевой (Томск), подчеркнувших большую роль правильно поставленных психотерапевтических мероприятий в лечении больных алкоголизмом.

Прошедшая Всесоюзная конференция по вопросам борьбы с алкоголизмом подвела итоги большой работы лечебных уч­реждений нашей страны в области наркологии и наметила пути дальнейшего развития научных исследований и разработки практических мероприятий, направленных на борьбу с алко­гольными заболеваниями.