Эффективность антиалкогольного лечения по данным катамнеза.

И. К. Янушевский (Москва)

Лечение алкогольных заболеваний так же старо, как и само злоупотребление алкогольными напитками.

Уже в древности считали, что алкоголизм — болезненное состояние, которое необходимо лечить.

Интерес представляет путь, по которому шла врачебная мысль в изысканиях эффективных способов лечения. Требова­лось найти такое средство, при применении которого у алко­голика вырабатывалось бы отвращение к вину. Этими сред­ствами были такие препараты, как пепел из сожженной кожи лягушек, змей, крокодила и других животных. Все эти препа­раты, принятые внутрь, вызывали болезненные явления, рво­ту, конвульсии. Идеи, обосновывающие лечение апоморфином и антабусом, не новы. Они имеют глубокие исторические корни в прошлом, когда пытались выработать отрицательную реак­цию на вино с помощью рвотных и других средств, вызываю­щих болезненные явления.

Невропсихиатрические диспансеры МГОЗ применяют раз­личные виды антиалкогольного лечения: симптоматическое или медикаментозное лечение, различные формы психическо­го воздействия от психотерапевтической беседы до гипнотера­пии. Применяются различные средства, цель которых состоит в выработке у алкоголика отрицательной реакции на алко­голь. Лечение антабусом рассчитано не только на выработку отрицательного условного рефлекса на алкоголь, но оно учи­тывает также и возникающую невыносливость к приему алко­гольных напитков.

Невропсихиатрические диспансеры и психоневрологиче- ческие больницы Мосгорздравотдела приобрели известный опыт в лечении алкоголизма. Мы считаем, что уже можем подвести некоторые итоги эффективности тех или иных методов лечения, используя так называемый катамнестический ме­тод исследования.

Катамнестическое исследование результатов лечения алко­голиков проводилось многими авторами: Ф. Р. Рыбаковым, А. А. Мендельсоном, В. М. Бехтеревым, И. Н. Введенским, А. М. Рапопортом, И. А. Бергером, И. В. Стрельчуком и др.

Для проведения намеченного нами катамнестического об­следования мы разработали специальную карточку, в кото­рую по определенной системе собрали ряд интересующих нас сведений.

Катамнестическую карточку мы заполняли, основываясь на данных истории болезни и осмотра алкоголика. Обследо­ванные нами алкоголики находятся на учете в невропсихиат- рическом диспансере от 10 до 20 лет.

Всего было заполнено 2000 катампестических карточек,из них 237 были признаны дефектными, таким образом, для изу­чения было отобрано 1763 карточки.

Комментарий: Одна из услуг нашей клиники — лечение алкоголизма иглоукалыванием. Сделайте первый шаг на пути к выздоровлению.

По полу все наши больные распределяются так: 1630 мужчин и 132 женщины. В процентном отношении мужчины составляют 92%, женщины — 8,0%.

В разных диспансерах количество женщин-алкоголичек колеблется от 5,5% до 11%. Такое колебание можно объяс­нить тем, что женщины обращаются в диспансеры только тог­да, когда уже есть или психотическая симптоматика или яв­ления алкогольной деградации. Правда, за последние три года количество женщин, страдающих хроническим алкого­лизмом, увеличилось в среднем по всем диспансерам до 9%.

В отношении возраста злоупотребляющих алкогольными напитками установлено, что алкоголизмом поражается самый цветущий и трудоспособный период жизни — от 20 до 40 лет.