Применение атропина в лечении алкогольных галлюцинаторных психозов. (продолжение)

В большинстве случаев терапевтический эффект при лече­нии атропином острой формы галлюциноза наступал через 1—б суток от начала лечения и реже через 2—3 недели приме­нения атропина. Наши исследования показали, что в случаях, где мы не могли получить быстрого эффекта от применения атропина при остром алкогольном галлюцинозе, имели место факторы, замедляющие наступление выздоровления и, в част­ности, более длительного лечения требовали случаи с парано­идными включениями и с повреждением органов слуха.

Таким образом, было отмечено, что более отчетливое те­рапевтическое действие атропина обнаруживается там, где острый алкогольный галлюциноз протекает без дополнитель­ных неблагоприятных факторов. При констатации дополни­тельных факторов, осложняющих и затягивающих течение бо­лезни, применение лишь одного атропина оказывалось недо­статочным.

Недостаточная эффективность отмечена нами также в хро­нических случаях галлюциноза. Там атропин не обеспечивал полной ликвидации картины болезни и вызывал при курсовом применении лишь купирование симптомов обострения или вре­менное облегчение состояния больных.

Комментарий: В нашей клинике мы используем препараты вызывающие отвращение к алкоголю, которые заставят Вас забыть об этом коварном напитке.

В связи со сказанным, следующим этапом нашей работы явилась разработка комбинированных модификаций лечения, в которых положительные стороны действия атропина могли бы быть реализованы полностью, а его недостаточность компен­сирована другими методами воздействия.

Учитывая роль повреждений органов слуха как несомненно неблагоприятного фактора в генезе алкогольного галлюциноза (И. В. Стрельчук, Н. П. Калинина), мы исследовали слуховую функцию у всех больных и при выявлении заболеваний слуховых органов применяли атропин в сочетании с терапевтически­ми мероприятиями, воздействующими на патологические процессы в органах слуха; при этом в ряде случаев получали более выраженный эффект.

Выбор фармакологических веществ, применявшихся в соче­тании с атропином, диктуется, на -наш взгляд, одним из прин­ципов экспериментальной терапии нарушений нервной системы, определенных положением И. П. Павлова о двух рычагах, приводящих к основным процессам нервной деятельности.

Данные экспериментальной терапии, накопленные школой И. П. Павлова, убедительно показали возможность нормализа­ции нарушенной корковой деятельности путем воздействия одновременно и на процесс возбуждения и процесс торможе­ния (М. К- Петрова, В. В. Розенталь, В. В. Яковлева и др.).

Мы предприняли попытку комбинированного применения при алкогольных галлюцинозах атропина, возбуждающего корковую деятельность, со снотворными и нейроплегическими средствами, оказывающими на нервную систему тормозящий эффект.

Наблюдение за состоянием больных в процессе лечения по­казало благотворное действие комбинации атропина со сно­творными (препараты барбитурового ряда в малых или обыч­ных терапевтических дозах). Выявилось, что указанное соче­тание средств в ряде случаев дает более выраженный эффект, нежели раздельное их применение. Это позволяет рассматри­вать сочетание атропина -со снотворными как своеобразную модификацию комбинированного лечения галлюциноза.

Лечение атропином в сочетании с нейроплегическими сред­ствами (аминазин, резерпин) мы применяли, учитывая различ­ное их воздействие на галлюцинации.

При лечении аминазином ослабление галлюцинаций дости­гается прежде всего за счет изменения эмоциональности в на­правлении ослабления тревоги, страхов. Атропин же оказыва­ет отчетливое действие непосредственно на структуру застой­ных очагов возбуждения, о чем свидетельствует быстрое изме­нение содержания галлюцинаций.

Наши данные позволяют отметить, что сочетание атропина и нейроплегических средств в ряде случаев позволяет получить лечебный эффект там, где раздельное их применение оказы­вается безуспешным. Кроме того, комбинирование нейроплеги­ческих средств и атропина оказалось благоприятным в тех слу­чаях, где применение аминазина становилось противопоказан­ным в связи с появлением осложнений. Последовательное при­менение атропина у таких больных позволяло добиться более выраженного лечебного эффекта.