О некоторых осложнениях алкогольно антабусных реакций. (третий случай)

Больной С., 33 года. По профессии рабочий. Родился в семье крестья­нина, рос и развивался нормально, в детстве ничем не болел, учился в школе, окончил 9 классов, был призван в ряды Советской Армии, но на фронте не был; со слов больного, «болели глаза». После армии работает на разных работах.

Алкоголь употребляет с 1945 г., вначале умеренно, постепенно втяги­ваясь. С 1953 г. пьет много, часто; отмечается синдром похмелья. Психоти­ческих расстройств не было. 9 августа 1957 г. поступил в нашу больницу.

Психический статус при поступлении: сознание ясное, спо­коен, упорядочен в поведении, полностью ориентирован, эмоционально ла­билен, доступен контакту, охотно отвечает на вопросы, критичен к своему состоянию, изъявляет большое желание лечиться, память и интеллект без значительного снижения, продуктивная психотика отсутствует.

Неврологический статус: симптомов очагового поражения центральной нервной системы не определяется.

Соматический статус: среднего роста, правильного телосло­жения, удовлетворительного питания, кожа и слизистые нормального цве­та. Со стороны внутренних органов патологии не отмечается.

Комментарий: В практике лечения алкоголизма помощь родственникам алкоголика — немаловажный аспект лечения.

Со стороны анализов крови, мочи, кала без патологии.

Реакции Хэддльсона, Вассермана отрицательные.

Спинномозговая жидкость вытекала под нормальным давлением, бес­цветная, прозрачная, пленка не выпала, белок 0,083%, р. Панди (+). р. Н.—Аппельта (—), цитоз 4/3.

На 10 день после дачи 20,0 антабуса больному дано 35 грамм 40° вод­ки. Через 10 минут возникает состояние удушья, кожа лица красная, жа­луется на шум в голове, головокружение. Пульс на 15 минуте достигает 140 ударов в минуту. Больной просит разрешения лечь поспать: «В сон клонит». На 20-й минуте после начала пробы возникает осложнение: вне­запно больной перестает отвечать на вопросы, злобно смотрит на врача, односложно выкрикивает: «Я теперь все знаю, я понимаю, что вы теперь со мной сделали». Отворачивается от подошедшего к нему врача, не дает руку, неадекватно смеется. По отрывочным высказываниям больного можно понять, что он испытывает бредовые идеи гипнотического воздействия. Та­кое состояние длилось 12—15 минут. Внезапно вновь стал жаловаться на чувство удушья, спросил врача, что с ним было, попросил попить. Об описан­ном эпизоде сообщил, что не помнит, как к нему подходил врач, как дава­ли попить воды: «Как во сне был». Помнит, что показалось, «как будто какая сила действует — гипноз».

Дальнейшее течение реакции на дачу алкоголя без каких-либо осо­бенностей.

Следовательно, в первом случае у больного в период алко­гольной пробы дважды возникали кратковременные эпизоды расстройства сознания, которые носили характер сумеречных.

Это осложнение явилось, на наш взгляд, следствием крат­ковременного преходящего отека оболочек и вещества мозга.

У данного больного в анамнезе тяжелая форма сыпного тифа. К моменту лечения антабусом налицо остаточные явле­ния органического поражения центральной нервной системы. Вполне возможно, что вышеописанные эпизоды расстройств сознания можно поставить в прямую взаимосвязь с воздейст­вием токсических продуктов, образовавшихся при взаимодей­ствии антабуса со спиртом на ослабленную в результате орга­нического поражения центральную нервную систему.

В случаях, аналогичных нашему (больные с отдаленными последствиями травм головного мозга, органических пораже­ний центральной нервной системы и т. д.), нужно с особой осторожностью подходить к лечению антабусом и проведению алкогольных проб при антабусотерапии.

Во втором и третьем случаях не удалось выявить ни в анам­незе больного, ни при объективном обследовании наличия в прошлом какого-либо органического заболевания, могущего привести к ослаблению и неполноценности центральной нерв­ной системы. Несмотря на это, у больных возникли тяжелей­шие осложнения в течении антабусной пробы. Отсюда ясно вы­текает, что лечение антабусом и особенно проведение алко­гольной пробы следует проводить с большой осторожностью даже у здоровых соматически и неврологически больных, при­нимая во внимание, что длительное злоупотребление алкого­лем само по себе ослабляет центральную нервную систему.

Лечение антабусом должно вестись в стационарных усло­виях, дозы, алкоголя при алкогольных пробах должны повы­шаться очень медленно, начальные дозы должны быть малыми.