Осложнения при лечении больных хрониче­ским алкоголизмом антабусом. (Антабусные психозы. Продолжение)

Наблюдался ряд случаев смерти при лечении антабусом, причина которых не всегда была ясна. Так, в Дании в течение 3,5 лет среди 11.000 человек, леченных антабусом, было 17 случаев смерти, в Канаде — 1 случай, Норвегии—1, Ав­стрии— 2, Швейцарии—1, Португалии — 2, США—1, Юж­ной Африке — 1, Финляндии— 1 (Якобсон, 1952 г.).

Анализ этих случаев указывает на то, что лечение антабу­сом этим больным было противопоказано (тяжелое заболева­ние сердца, эндокринных желез, органическое заболевание центральной нервной системы и т. п.).

Нами было проведено лечение 4700 больных хроническим алкоголизмом антабусом. Вследствие строгого соблюдения медицинских противопоказаний и тщательного отбора боль­ных ни одного несчастного случая при проведении лечения антабусом мы не отмечали. Побочные явления при антабусо- терапии наблюдались, примерно, у 5% лечившихся больных. Чаще всего у них отмечалась головная боль, неприятные ощу­щения в области сердца, сонливость, физическая слабость, по­вышенная утомляемость, тошнота, неприятные ощущения в области желудочно-кишечного тракта. У лиц, страдавших по­ражением печени, выраженным в той или иной степени, обо­стрялись боли в области ее. При проведении антабус-алко­гольных проб появлялись эпилептиформные припадки у лиц, у которых до этого никогда не наблюдалось подобного рода явлений.

Комментарий: В нашей клинике применятся лазерное лечение алкоголизма. Подробнее узнайте у наших специалистов.

Все эти симптомы не отличались стойкостью. При умень­шении дозировки антабуса или кратковременного перерыва в лечении сроком на 5—6 дней эти явления быстро исчезали. По нашему мнению, антабус обостряет и проявляет клиническую картину алкогольного полиневрита, который до лечения анта­бусом протекал латентно и выражался лишь в понижении или отсутствии болевой чувствительности по периферическому типу, изменении сухожильных рефлексов и т. п. Антабус-ал­когольные пробы выявляли и обостряли явления алкогольного полиневрита, которые в основном выражались в парестезиях, болевых ощущениях, незначительной слабости в ногах. Отме­на антабуса, лечение большими дозами витамина Bi быстро купировали эти явления.

Мы имеем сведения об одном больном С., страдавшем ге­патитом и лечившиеся антабусом, у которого спустя 2,5 года после этого гепатит прогрессировал и в конце концов закон­чился циррозом печени, по поводу чего он в настоящее время лечится в соматической больнице. Необходимо соблюдать большую осторожность при назначении лечения антабусом больным с выраженными заболеваниями печени. Мы полагаем, что заболевание печени является прямым противопоказа­нием для лечения антабусом.

Из 4700 больных хроническим алкоголизмом мы у 12 боль­ных наблюдали острый психоз, возникший в процессе лечения антабусом, причем у семи больных психоз развился после про­ведения антабус-алкогольных проб, а у пяти больных без про­ведения антабус-алкогольных проб.

В качестве примера мы позволим себе привести следую­щие случаи