К вопросу об условнорефлекторной терапии хронического алкоголизма. (продолжение)

Число сочетаний, необходимых для выработки рефлекса, зависело от характера реакции, вызванной апоморфином. В тех случаях, где развивалось тяжелое и тягостное тошнотное со­стояние с последующей длительной рвотой, рефлекс выраба­тывался обычно после 10—15 сочетаний (в некоторых случаях раньше). В других случаях тошнотная стадия была более тя­гостна и длительна и оканчивалась кратковременной рвотной реакцией. В этих случаях только после 25—30 сочетаний вы­рабатывался отрицательно-эмоциональный рефлекс с вегета­тивными проявлениями в виде усиленной саливации, голово­кружения, учащения пульса. В двух случаях, несмотря на раз­личные вариации доз апоморфина и предварительную инъек­цию кофеина, больные на введение апоморфина реагировали легкой оглушенностью и сонливостью. В этих случаях рефлекс выработать не удалось.

При введении малых доз апоморфина только в одном слу­чае наблюдалось состояние коллапса.

У 27 больных удалось выработать стойкий, хорошо выра­женный рвотный рефлекс на запах и вкус алкоголя, в 11 слу­чаях — отрицательно-эмоциональное отношение к алкоголю с тошнотной реакцией, в двух случаях — рефлекса выработать не удалось.

Катамнестические сведения таковы: немедленно после вы­писки из больницы наступил рецидив в тех двух случаях, где результаты были отрицательными. В трех случаях, где имела место психопатия, осложненная алкоголизмом, рецидив насту­пил через 2—3 месяца; в 11 случаях рецидив через 6—7 меся­цев; в 7 случаях — год; в 8 случаях отмечается полная ремис­сия больше года. Катамнез 9 больных неизвестен.

Комментарий: Специалисты нашей клиники смогут найти средства выхода из запоя спецаильно для вас.

Длительность ремиссий, по нашим наблюдениям, зависела в первую очередь от твердого желания больного избавиться от своего порока. Даже в тех случаях, когда рецидив наступал через год, первая порция алкоголя у большинства больных вы­зывала целый ряд неприятных явлений — тошноту, рвоту, желудочно-кишечные расстройства. Преодолевая эти явления, некоторые больные продолжали пить. У ряда больных, не­смотря на отсутствие тяготения к алкоголю, возникало жела­ние попробовать «пить в меру».

Во многих случаях стойкость ремиссии зависела от той среды, в которую возвращался больной.

Отрицательные результаты наблюдались и в тех случаях, где имела место психопатическая конституция.