Пять основных клинических групп алкоголизма.

На излечении находилось 178 больных, из них 143 мужчины и 35 женщин. 117 больных лечилось в диспансере, a 61 больной, начав лечение в стационаре, продолжал его амбулаторно.

Для анализа нами выделены пять основных клинических групп:

1) хронический алкоголизм без выраженной алкогольной деградации личности;

2) хронический алкоголизм с типичной алкогольной деградацией;

3) травматическая энцефалопатия, осложненная хроническим алкоголизмом;

4) хронический алкоголизм у психопатических личностей;

5) хронический алкоголизм, протекающий у больных с вя­лотекущим шизофреническим процессом.

В первую группу вошли 19 больных. У всех больных отме­чалось сильное влечение к водке и выраженный «синдром похмелья», носящий преимущественно сомато-вегетативный характер. Психические проявления «синдрома похмелья» не­редко отсутствовали или носили рудиментарный характер. У большинства больных этой группы «синдром похмелья» воз­никал через 5—7 лет. Алкогольных психозов в анамнезе у них не отмечалось.

Отрицательный рефлекс на алкоголь вырабатывался в среднем после 10—12 сеансов и в дальнейшем держался стойко.

Степень внушаемости и гипнабильности у больных этой группы была различной.

Эффективность лечения данной группы больных указана в таблице.

Комментарий: В нашей клинике снятие алкогольного синдрома проходит без последствий и максимально качественно.

Во второй выделенной нами группе объединены 43 больных с типичной алкогольной деградацией, выражающейся в суже­нии круга интересов, снижении трудоспособности и инициа­тивы, в появлении эгоцентризма, черствости к близким. Кроме того, у них отмечались: поверхностная критика, легкомыслие, хвастовство и плоский Юмор, а у некоторых—и патологиче­ская ревность. У части больных данной группы в анамнезе были алкогольные психозы и отмечался «амнестический ха­рактер опьянения». «Синдром похмелья» возникал через 3— 5 лет и не ограничивался лишь сомато-вегетативными явле­ниями, а проявлялся также, в так называемой, психической абстиненции. Отрицательный условный рефлекс вырабатывался с 14—15 сеансов и имел менее стойкий характер. Эффективность лечения данной группы больных указана в таблице.

В третьей группе, объединяющей 38 больных, хронический алкоголизм протекал на фоне травматической энцефалопатии. Отчетливый синдром похмелья у этих больных возникал еще раньше, т. е. через 1—2 года, и проявлялся как в психической, так и в сомато-вегетативной абстиненции, которая переноси­лась значительно тяжелее. В анамнезе этих больных неодно­кратно отмечались алкогольные психозы и эпизоды амнестиче- ского опьянения. Данная группа больных была крайне чувст­вительна к апоморфину и хорошо поддавалась гипнотическому внушению. Отрицательный рефлекс на алкоголь вырабатывал­ся у большинства больных быстрее в этой группе, чем в других. Однако, многие больные, начав лечение, вскоре его само­вольно прекращали. Те же, которые продолжали лечение и воздерживались от употребления алкоголя, в дальнейшем от каких-либо малозначительных жизненных неприятностей вновь начинали пить.

Среди хронических алкоголиков несомненно встречается значительное число психопатических личностей, на что указы­вал еще П. Б. Ганнушкин. При тщательном клиническом ана­лизе и изучении преморбидных особенностей, мы выделили четвертую группу из 69 больных, у которых алкоголизм был осложняющим фактором динамики психопатий. «Синдром пох­мелья» у больных носил выраженный характер и проявлялся в виде соматической и психической абстиненции, возникающей в течение 1—2 лет. В анамнезе у большинства больных отме­чались алкогольные психозы, и опьянение сопровождалось эпизодами амнезии. Ряд больных страдал алкогольными поли­невритами. Большинство больных данной группы скептически относилось к лечению, и при малейших толчках извне давало срывы. Несмотря на то, что в большинстве случаев эти боль­ные хорошо поддавались суггестии, отрицательный рефлекс на алкоголь, по сравнению с больными предыдущих групп, выра­батывался значительно медленнее и труднее. В ряде случаев, где рвотный рефлекс на алкоголь возникал быстро, во время возникшего срыва он так же быстро угасал. Единичные поло­жительные результаты удалось получить у лиц преимущест­венно истерического круга.

В клинической практике нередки случаи хронического алко­голизма, развивающегося у больных шизофренией. Это наблю­дается чаще у больных с вялым течением процесса или в пе­риод ремиссий.

К пятой выделенной нами группе отнесены 9 больных с вя­лотекущим шизофреническим процессом, по преимуществу, с психопатоподобной и неврозоподобной симптоматикой. У данной группы больных «синдром похмелья» выражался в явлениях соматической и психической абстиненции. Все боль­ные начинали лечение в условиях стационара, где им прово­дилась аминазинотерапия или гипогликемические дозы инсу­лина. После окончания курса основного лечения, больным начинали проводить курс антиалкогольного лечения по описан­ной выше методике.

Быстрота выработки отрицательного условного рефлекса на алкоголь и степень внушаемости у данной группы больных была различной. Однако, алкоголизм, как и у предыдущих двух групп больных, протекал злокачественно. «Синдром пох­мелья» возникал в среднем! через 1—3 года с момента начала приема алкоголя.