Опыт разгрузочно-диетической терапии боль­ных, страдающих хроническим алкоголизмом.

Ю. С. Николаев, В. М. Николаева (Москва)

Разгрузочно-диетическая терапия нами применялась в виде дозированного полного голодания и последующей раститель­но-щелочной ахлоридной диеты.

По применению лечебного голодания, в различных его мо­дификациях, при соматических заболеваниях существует срав­нительно небольшая литература, носящая эмпирический характер.

Ряд авторов (Щенк и Майер, Бухингер и др.) указывает на значительную эффективность этого метода лечения при забо­леваниях, связанных с нарушением обмена, в частности, при ожирении, гипертонии, кожных заболеваниях, а также при ал­коголизме и наркоманиях.

Мы применили лечебное голодание 25 больным, страдаю­щим хроническим алкоголизмом с частыми тяжелыми запоями и выраженным абстинентным синдромом. Алкоголизм у этих больных был осложнен соматическими заболеваниями.

Так у 8 больных отмечалась гипертоническая болезнь (АД— 170/90—200/110), у 6 больных было нарушение жиро­вого обмена, у 5 — стенокардия, у 4 — хроническая экзема, у 2 — крапивница.

У большинства больных отмечались глухие тоны сердца и расширение его границ. У некоторых — отмечалась болезнен­ность в области печени, у двух больных в моче были обнару­жены следы белка.

Комментарий: В нашей клинике стоимость лечения от алкоголизма сильно отличается в лучшую сторону, чем в других клиниках того же профиля.

У больных стенокардией уменьшались или полностью исче­зали боли в области сердца (на повторных ЭКГ при этом также отмечалась значительная нормализация показателей). У больных с экземой и крапивницей за период голодания прек­ращался зуд и исчезали кожные проявления болезни. У боль­ных с ожирением вес быстро снижался (до 1 кг в день), улуч-

Наряду с улучшением соматического состояния и избавле­нием больных от таких заболеваний, как экзема, гипертония, стенокардия, улучшалось также их невро-психическое состоя­ние. Они отмечали, что «голова стала свежее», «легче стало соображать», «улучшилась память». Больные начинали крити­чески относиться к своему заболеванию алкоголизмом, легко поддавались психотерапевтическому воздействию, и у них возникали правильные установки на трезвость.

В процессе разгрузочно-диетической терапии, в связи с глу­бокой общебиологической перестройкой, изменялись патологи­ческие условнорефлекторные связи, и создавались условия для образования новых связей, которые вырабатывались путем рациональной психотерапии.

Катамнестическое наблюдение длительностью от 1 года до 10 лет указывает на значительную эффективность проведен­ной нами терапии при хроническом алкоголизме.

По имеющимся данным, из 25 леченных нами больных, ре­цидивы алкоголизма наступили в течение первого года после лечения у 5 человек. В течение второго года рецидив возник у 9 человек, в течение третьего года — у 4 человек, чергз 4 года — у 2 человек, остальные 5 человек алкоголь не упот­ребляют больше 5 лет.

На основании своего опыта мы считаем, что разгрузочная терапия (лечебное голодание) заслуживает широкого приме­нения при лечении хронического алкоголизма.

На основании литературных данных и некоторых наших исследований можно считать, что механизм действия при раз­грузочно-диетической терапии обусловлен следующими фак­торами:

1) голодание, вызывая интенсивное истощение, является мощным стимулом к последующему восстановлению;

2) в процессе голодания и последующего восстановления происходит интенсивное выведение промежуточных продуктов обмена;

3) дозированное голодание нарушает патологические ус­ловнорефлекторные связи и способствует созданию новых нор­мальных установок и алкоголя в бодрствующем состоянии, вырабатывался отри­цательный условный рефлекс на алкоголь.

Сеансы проводились 2—3 раза в неделю в течение первых месяцев. В дальнейшем сеансы соответствующим образом урежались, но больные продолжали посещать диспансер еже­месячно в течение 2 лет для подкрепления выработанного рефлекса. Больным в стационаре дополнительно проводилось общеукрепляющее лечение (витаминотерапия, оксигенотера- пия и др.). При наличии резистентности к апоморфину, группе больных назначали предварительно гипогликемические дозы инсулина по методу И. В. Стрельчука.

Обоснование применения одновременного сочетания гипно­терапии с апоморфином нам представлялось следующим обра­зом. При лечении апоморфином наличие предварительных ма­нипуляций (инъекций), является нежелательным условием, так как создается комплекс условных связей на предварительную обстановку (укол, вид, вкус алкоголя и т. д.).

Условная рвотная реакция на алкоголь является лишь зве­ном и поэтому быстро угасает при отсутствии повторения всего комплекса. С другой стороны, для успеха гипнотерапии крайне важно подкрепление создаваемых новых условных связей (отрицательная реакция на алкоголь).

Таким образом, сочетая безусловный раздражитель — апо- морфин со словесным внушением, адресованным ко второй сигнальной системе, мы создавали в коре головного мозга оп­тимальные условия для торможения старых условных связей и выработки новых отрицательных условных связей на алкоголь.