Сравнительная оценка эффективности лече­ния хронического алкоголизма антабусом и комплексным методом с применением сульфозина.

А. П. Исаенко (Львов)

Различные способы и средства, применяемые при лечении хронического алкоголизма, являются недостаточно эффектив­ными, причем имеются противопоказания для применения мно­гих из них.

За последнее время для лечения хронического алкоголизма широко применяется антабус (тетраэтилтиурамдисульфид), который имеет еще больше противопоказаний для его приме­нения, чем апоморфин.

В связи с этим перед нами встал вопрос об изыскании но­вого, более действенного метода лечения хронического алко­голизма, к применению которого имелось бы меньше противо­показаний. По нашим наблюдениям, таким методом оказалось применение сульфозина (1% взвесь серы в масле) в комплексе с другими мероприятиями.

Исследования ряда авторов (В. П. Протопопов, А. А. Ле- щинский, Ф. И. Бродский, И. А. Полищук) показали, что суль- фозин является не только хорошим дезинтоксикатором, но вы­зывает также и резкую вегетативную реакцию, повышает функ­циональную способность нервных клеток головного мозга, а в связи с этим повышает функциональную способность различ­ных органов.

С 1947 г. мы применяем 0,8 % взвесь серы в абрикосовом масле, впервые приготовленную в нашей аптеке под руковод­ством провизора Д. Л. Фипельштейна.

В последние годы, с целью смягчения болевого синдрома, наблюдавшегося при инъекции сульфозина, в некоторых слу­чаях мы стали применять 0,37% раствор сульфозина.

Лечение хронического алкоголизма сульфозином в комп­лексе с другими мероприятиями проводится по следующей схеме: после предварительного тщательного клинического обследования больного делается инъекция сульфозина под­кожно, нижё угла лопатки (можно и внутримышечно).

Комментарии: Последствия детского алкоголизма намного более серьёзные, чем у взрослых. Берегите детей.

Инъекции делаются через два дня на третий. Всего в тече­ние 10 дней делается три инъекции. Одновременно назначаются сердечные средства в каплях: настойка чилибухи, валериано­вые капли три раза в день. После окончания инъекций суль­фозина ежедневно проводится аугогемотерапия, начиная с 3 мл ежедневно, повышая по 2 мл до 10 мл, а затем снижается в обратном порядке в такой же последовательности до 3 мл.

Одновременно с аутогемотерапией проводятся подкожные инъекции 0,1% раствора стрихнина по 1 мл и 1% раствора мышьяковистого натрия, чередуя через день, всего 10—15 инъ­екций.

Следующая процедура — внутривенное введение 25 % раст­вора сернокислой магнезии по 10 мл ежедневно в течение 10 дней.

Вместо сернокислой магнезии, по соответствующим пока­заниям, вводится 10% раствор хлористого кальция.

Одновременно проводится 10 ежедневных подкожных вду­ваний кислорода по 250 мл -в нижне-наружную треть правого и левого бедер. Лечение заканчивается назначением гипоглике- мических доз инсулина, от 4 до 28 единиц. Дозу повышают ежедневно на 4 единицы, а затем снижают в такой же после­довательности до 4 единиц.

Через один или полтора часа после инъекции инсулина вво­дится внутривенно 10—20 мл 40% раствора глюкозы.

Физиотерапевтические процедуры назначаются по соответ­ствующим показаниям. Два раза в неделю проводятся психо­терапевтические беседы о вреде алкоголя и его тяжелых по­следствиях.

При таком лечении мы отмечали хороший терапевтический эффект почти у всех леченных больных.

Обычно уже после первой инъекции сульфозина абстинент­ный синдром ликвидировался, тяготение к алкогольным напит­кам прекращалось, самочувствие больного улучшалось, а в дальнейшем они быстро поправлялись соматически.

О благотворном действии этого лечения говорят не только наши личные наблюдения, но и многочисленные отзывы лечен­ных больных, выписавшихся выздоровевшими и приступивших к труду.

Быстрая ликвидация абстинентного синдрома и прекраще­ние тяготения к алкогольным напиткам позволило внедрить в практику наркоотделения режим «открытых дверей», при котором после трех инъекций сульфозина, больные пользуются правом свободного выхода на территорию больницы без со­провождения санитарки.

Практика показала, что нарушений режима со стороны ле­чившихся больных почти не наблюдалось, хотя они свободно ходили в магазин, где продаются спиртные напитки, и имели при себе значительные суммы денег.

По нашим наблюдениям, противопоказаниями для назначе­ния указанной терапии являются: острые инфекционные забо­левания, острые гепатиты и нефрозонефриты, кавернозный туберкулез легких и сердечно-сосудистые заболевания в стадии декомпенсации.

Гипертония, гипотония, язва желудка и 12-типерстной киш­ки, катарр желудка, бронхиальная астма, бронхоэктазия, эмфизема легких, кардиосклероз, стенокардия, хронические гепатиты и нефрозонефриты, травматическая энцефалопатия без деградации личности, атеросклероз, сниженное питание, преклонный возраст не являются противопоказаниями для ле­чения по нашему методу.

Отмечено, что у хронических больных-алкоголиков, стра­дающих гипертонией, после первой инъекции сульфозина кро­вяное давление как максимальное, так и минимальное, сни­жается на 10—20 мм ртутного столба, а после третьей инъекции при гипертонии I—II стадии оно снижается до нормы и стойко держится даже после выписки.

При гипертонии III стадии кровяное давление также сни­жается, хотя снижение держится и не так стойко, общее со­стояние и самочувствие больных заметно улучшается, пре­кращаются головные боли, нормализуется сон.

По нашим данным, отдаленные результаты после лечения таковы:

выздоровление — 40 %;

улучшение — 48%;

без заметного улучшения — 12%.

В связи с тем, что в последние годы появились сообщения о хорошем действии антабуса при лечении хронического алко­голизма, мы позволим себе привести сравнительные данные по лечению хронического алкоголизма обоими методами.

В наркоотделении Львовской психоневрологической боль­ницы мы начали применять антабус для лечения хронического алкоголизма с февраля 1956 г.

Лечение проводилось больным, лечение которых другими методами не давало стойких результатов, а также первично поступившим на лечение, но настаивавшим на лечении анта­бусом.