К вопросу психотерапии алкоголизма. (продолжение 1)

В психиатрической клинике им. С. С. Корсакова мы в про­цессе проводимого лечения, по предложению Е. А. Попова, были заняты исследованием высшей нервной деятельности в гипнозе, что, вынуждая нас проводить сеансы гипнотерапии в строго индивидуальном порядке, позволило накопить боль­шое количество наблюдений (свыше 1000 сеансов) в области удлиненной гипнотерапии. Длительность сеанса колебалась от I часа до 2,5 часов. Полученные нами данные говорят о высо­кой эффективности удлиненных сеансов гипнотерапии по срав­нению с кратковременными (15—20-минутными) сеансами как индивидуальной, так и коллективной гипнотерапии.

В опубликованной статье польский исследователь Адольф Ингстер сообщает о полученных им благоприятных результа­тах применения нашей методики гипнотерапии удлиненными сеансами тем больным, у которых гипнотерапия кратковре­менными сеансами оказалась неэффективной. А. Ингстер отме­чает также положительные стороны этой методики для лече­ния хронического алкоголизма.

Комментарий: В нашей клинике средства борьбы с алкоголизмом подбираются строго индивидуально.

В тех случаях, когда одного суггестивного воздействия в сеансах гипнотерапии оказывалось недостаточным для выра­ботки отвращения к алкоголю, мы использовали комбиниро­ванное применение условнорефлекторной апоморфинной те­рапии с психотерапией в гипнотическом состоянии. Мы против тенденции подменить гипнотерапию в таких случаях одной апоморфинотерапией по мотивам, что первая является здесь как бы лишней, в виду того, что уеловнорефлекторный меха­низм, в основном, вырабатывается на апоморфинном подкреп­лении. Не следует забывать, что даже и в этих случаях нельзя игнорировать ускорение процесса этой выработки вследствие проводимого внушения, что позволяет сократить общее число апоморфинных сеансов и тем самым достигнуть всегда жела­тельного уменьшения количества поступающего в организм апоморфина. Кроме того, гипнотерапия несет с собой так мно­го положительного в смысле успокоения, налаживания самодействием врача на больного в направлении воспитания у не­го сознательного отвращения к вину, как причине его обще­ственно-морального и соматического краха.

Психотерапевтическая работа со страдающими алкоголиз­мом должна быть длительной, последовательной, настойчивой и кропотливой. На помощь в своей лечебной работе следует широко привлечь семью и коллектив, окружающие больного. Огромное значение имеет правильное использование воспиты­вающего влияние нашей социалистической действительности с ее нетерпимым отношением к алкоголизму, как пережитку капиталистического прошлого. Необходимо культивировать и воспитывать у больных установку на трудовую деятельность, стремление стать полезными членами социалистического об­щества, пользующимися всеобщим уважением.

При проведении гипнотерапии следует стремиться к боль­шему удлинению времени пребывания больного в гипнотиче­ском сне. Сеансы удлиненной гипнотерапии, с одной стороны, способствуют достижению более глубоких степеней гипнотиче­ского сна, и, с другой стороны, позволяют полнее использовать целебные свойства торможения, его охранительно-восстанови­тельную роль. Такие сеансы благотворно влияют на общее самочувствие больного, способствуют быстрейшей ликвидации последствий хронической интоксикации, налаживают рас­строенный сон. Здесь имеет значение также суммация лечеб­ных внушений, которых в удлиненных сеансах гипнотерапии больной получает значительно большее число. Это последнее обстоятельство способствует созданию прочных очагов возбу­ждения, успешно конкурирующих с патологическими связями в коре больших полушарий головного мозга больного.

Для целей удлинения гипнотического сна в стационарных условиях необходимо выделять специальные палаты. При ам­булаторном обслуживании алкоголиков следует организовать психотерапевтические приемы таким образом, чтобы в распо­ряжении врача, помимо кабинета, в котором он работает с очередными больными, были еще и кабинеты, где можно одновременно уложить несколько больных на сеанс удлинен­ной гипнотерапии, продолжающейся в течение всего времени приема.