Таблица 3

262

38

100

Теоретической предпосылкой такого убеждения являются следующие соображения: ведущим симптомом в структуре алкогольной деградации является симптом социального и мо­рально-этического распада личности, в связи с чем терапия должна быть направлена не только на воспитание отвращения к алкоголю, но и на сохранение и поддержание социальных и морально-этических навыков, которые в той или иной степени все-таки сохраняются у каждого алкоголика. Вряд ли этого можно достичь какими-либо медикаментозными способами. Со­вершенно очевидно, что для этого необходимы меры воспита­тельного характера.

Как свидетельствует опыт нашей больницы, организация такого воспитания в условиях обычных психиатрических ле­чебниц не представляется возможным, поэтому мы предла­гаем организовать лечебно-трудовые колонии с особым ре­жимом и обязательным трудом, с длительным (от 6 месяцев до 1 года) содержанием больных, причем строгость режима должна сочетаться с гуманным, справедливым отношением к больному. Мысль об организации специальных лечебниц для алкоголиков выдвигалась П. П. Кащенко еще в 1913 г.

Необходимо использовать все средства (труд, спорт, кол­лективную и индивидуальную психотерапию, демонстрацию кинофильмов, беседы и т. д.) с тем, чтобы сохранить и разви­вать у больного угасающую волю к общественной жизни, к труду, к семье, всячески подавляя в нем общественного па­разита, развенчивая ореол тяжелого психического больного, которому все позволено и с которого снята вся ответствен­ность за его поведение. Следует разработать систему мер от­ветственности за нарушение режима в такой колонии до су­дебной ответственности включительно, причем само судебное заседание должно иметь не только карающее значение, но и воспитательное для других.

Можно предполагать, что при таком режиме значительная часть больных, безусловно, вернется в жизнь.