Об организации лечения хронического алкоголизма по материалам ленинградской психоневрологической больницы им. П. П. Кащенко (за период с 1947 по 1954 гг.)

И. Т. Викторов, Л. Р. Тадтаев (Ленинград)

Широко известно, что среди иевропсихических нарушений алкогольного круга симтомокомплекс так называемого хро­нического алкоголизма занимает ведущее место и является не только социальной, но и психиатрической проблемой. Не бу­дет большим преувеличением сказать, что в психической за­болеваемости населения, наряду с шизофренией, эпилепсией и другими психозами, хронический алкоголизм занимает не последнее место. А между тем, клинику этого страдания, при­чины неодолимого влечения к алкоголю, факторы, способ­ствующие развитию этого рокового привыкания, структуру алкогольной деградации и, наконец, организацию профилак­тики и достаточно эффективного лечения хронического алко­голизма нельзя считать окончательно изученными и решен­ными, хотя в этом направлении написано немало работ на­шими советскими авторами (С. Г. Жислин, И. Ф. Случев-ский, Ю. Б. Рахальский, А. М. Рапопорт, Н. Н. Тимофеев, И. В. Стрельчук, А. Н. Молохов и др.).

Значительная часть исследований вышеуказанных авторов направлена на изучение и разработку лечения острых алко­гольных психозов. Изучению же хронического алкоголизма уделяется незаслуженно мало внимания, причем если клини­кой хронического алкоголизма еще интересуются, то вопросам организации лечения лиц, страдающих этим недугом, почти не уделяется никакого внимания. А между тем практика пси­хиатрических лечебниц и диспансеров свидетельствует о почти полной беспомощности современных лечебных и организа­ционных мер борьбы с хроническим алкоголизмом.

Комментарий: Если Вам надоело пить, и вы твёрдо решили вылечиться. Обращайтесь в «Первую клинику». Мы поможем.

В настоящем сообщении авторы отнюдь не претендуют на решение всех или хотя бы большей части нерешенных вопро­сов, равно как и не имеют возможности и достаточного мате­риала для решения теоретического спора о сущности хрониче­ского алкоголизма. С нашей точки зрения круг мер борьбы с алкоголизмом не изменится от решения вопроса о том, вред­ная ли это привычка, как считают многие, или патологическое состояние, как думает, например, И. В. Стрельчук.

Нам кажется, что спор этот в значительной степени носит академический характер. Ясно одно, что хронических алкого­ликов с явлениями социальной и морально-этической деграда­ции достаточно много; они осаждают психиатрические боль­ницы и диспансеры, а между тем их лечение в условиях суще­ствующих ныне психиатрических учреждений не только мало эффективно, но и в значительном числе случаев даже вредно, поскольку пребывание в больнице создает ореол тяжело боль­ных вокруг этих лиц, снимает последние сдерживающие на­выки в их поведении.

Исходя из этих соображений, мы провели клинико-стати- стическое исследование 300 больных хроническим алкоголиз­мом, лечившихся в больнице им. П. П. Кащенко на протяже­нии 1947—1954 гг. Среди этих больных было 262 мужчины и 38 женщин, поступивших, в основном, из г. Ленинграда, г. Гат­чина и Гатчинского района. По возрастному составу преобла­дают лица в возрасте от 18 до 55 лет (271 человек). Среди поступивших более Vs больных со средним и высшим образо­ванием. 75% от числа поступивших стали злоупотреблять ал­коголем в возрасте от 20 до 45 лет (254 больных). Мы интере­совались также и семейным положением этой группы боль­ных. Оказалось, что почти 2/з были женатыми (194 человека) и только 24 человека разведенными, главным образом, на поч­ве конфликтов, возникших в результате злоупотребления ал­коголем одним из супругов. По диагнозам распределение больных показано в таблице 1.

Из таблицы видно, что хронический алкоголизм «в чистом виде» наблюдается лишь в 45% всех случаев; 97 больных (32,3%) в период интенсивной алкогольной интоксикации имели непродолжительные острые психотические эпизоды (делирий, галлюциноз). Из 300 анализируемых больных остры­ми психозами алкогольной этиологии страдали 4,6%, столько же — наркоманиями неалкогольного круга (см. таблицу 1).