К сравнительной характеристике алкоголь­ного и дорожного параноида. (История болизни №1266)

История болезни № 1266. Больной Щ., 1928 года рождения, поступил в Омскую психиатрическую больницу 22 августа 1957 г., выписан 31 авгу­ста того же года.

Из анамнеза: Рос и развивался нормально. Из перенесенных в прошлом заболеваний отмечает корь, скарлатину, малярию и в 1947 г. туберкулез легких (открытая форма). Последнее обострение туберкулез­ного процесса было весной 1957 г. По характеру очень мнительный и раз­дражительный. Алкоголем злоупотребляет с 1953 г. Пьет часто, 2—3 раза в неделю, выпивает до 600—800 грамм водки. Накануне отъезда пил в те­чение недели, ежедневно и много. Вместе с родственниками поехал отдыхать в Среднюю Азию. В дороге выпивал ежедневно, ехал в стесненных усло­виях в общем вагоне, мало спал. В поезде стал бояться, говорил, что его убыот, прятался сам и прятал отца. Не доезжая конечной остановки, вы­прыгнул на ходу поезда и в страхе прибежал в депо. Находясь на отдыхе, пил ежедневно, но чувствовал себя спокойно. На обратном пути вновь боялся, утверждал, что его убьют, пытался броситься под поезд, а позднее пытался повеситься в туалетной комнате, был извлечен из петли и приведен в чувство. Не доезжая Омска, выпрыгнул из поезда. Находясь в больнице, первые две .ночи плохо спал, испытывал страхи, бредово истолковывал разговоры больных, считал, что его должны убить. После­дующие дни был спокоен, бреда не высказывал, тяготился больничной обстановкой. Критически оценивал свои действия. Из больницы был выпи­сан с полным выздоровлением на 9-й день. Проведено лечение длитель­ным сном и симптоматическими средствами.

Своеобразие данного случая состоит в том,что, несмотря на длительное злоупотребление алкоголем, психическое рас­стройство возникало дважды лишь в условиях дороги, при изменившейся ситуации, у личности с тревожно-мнительным складом и отягощенной соматическим заболеванием (тубер­кулез легких), в то время как вне дороги никаких психотиче­ских расстройств не наблюдалось, несмотря на систематиче­ское злоупотребление алкоголем. На основании алкогольного стажа и указания родственников и самого больного на упот­ребление спиртных напитков в пути следования, ему был по­ставлен диагноз алкогольного параноида, что, на наш взгляд, кажется не совсем верным.

Комментарий: Все лекарства против алкоголизма в нашей клинике подбираются индивидуально для каждого пациента.

Группа больных с алкогольным параноидом, возникшим вне дороги, насчитывает 16 человек. По возрасту рассматри­ваемая группа распределяется следующим образом: 21— 30 лет — 6 человек, 31—40 лет — 7 человек, 41—50 лет — 3 человека. Только один больной злоупотреблял спиртными напитками несколько более года, а остальные имели алко­гольный стаж не менее двух лет. Из них 5 человек ранее находились на лечении в психиатрических больницах по пово­ду алкогольных психозов. В подавляющем большинстве слу­чаев заболевание начиналось постепенно, после длительного периода бредовой настроенности и подозрительности. Только у 5 больных отмечалось острое начало заболевания, однако и в этих случаях отсутствовала такая аффективная насыщен­ность с резко выраженным страхом, возбуждением и опасны­ми действиями, которые характерны для первой группы. Ча­ще всего в клинической картине болезни доминировали бре­довые идеи ревности, преследования и отношения, причем в роли «преследователей» и «отравителей» обычно выступали мнимые любовники жены и близкие больного.

По сравнению с предыдущей группой обращает на себя внимание более дли­тельное течение болезни. Так, только 5 человек были выписа­ны из стационара после пребывания в нем в пределах 10 дней, 6 человек находилось в больнице свыше месяца, причем та­кое затяжное течение болезни нельзя было объяснить каким- либо соматическим неблагополучием, как это отмечалось в группе больных с дорожным параноидом. Средняя продол­жительность пребывания в стационаре равнялась 27 дням. Симптоматические средства и длительный сон далеко не все­гда оказывались эффективными. В пяти случаях пришлось прибегнуть к инсулинотерапии, причем в одном из них — шо­ковыми дозами. Трем больным пришлось проводить лечение аминазином. После проведенного лечения из больницы были выписаны с полным выздоровлением 13 человек и со значи­тельным улучшением 3 человека.

Интересно отметить, что в двух последних рассматривае­мых группах заболевание возникало у лиц со значительным алкогольным стажем, отмечалась во всех случаях тесная связь начала заболевания с употреблением спиртных напит­ков, однако обе эти группы характеризуются совершенно раз­личной картиной. Это касается как начала заболевания, так и характера бредовых идей, быстроты обратимости про­цесса.