Об атипичных алкогольных психозах. (Продолжение 1)

Первая группа включает 12 больных, перенесших от одного до трех приступов делирия, клиническая картина которого от­личалась от классической клинической картины белой горячки рядом особенностей: наличием явлений психического автома­тизма в форме зрительных псевдогаллюцинаций, бреда физиче­ского воздействия (лучами, электричеством) и «симптома от­крытости» (мысленные разговоры), выраженностью слуховых галлюцинаций, наличием кратковременных онейроидных эпи­зодов на высоте болезни, выраженного бреда преследования, литическим окончанием с колебаниями клинической картины (временное исчезновение, затем обострение галлюцинаций). Длительность приступа в случаях этой группы не превышала двух недель.

Явления психического автоматизма имели место во всех 12 случаях, остальные перечисленные особенности не у каждого больного наличествовали одновременно (в частно­сти, онейроидные эпизоды). Особый интерес представляют слу­чаи атипичного делирия с литическим окончанием, в клиниче­ской картине которых, наряду со зрительными галлюцинациями, большое место занимают слуховые галлюцинации в виде на­плыва голосов при наличии бреда преследования. Клиническая картина этих случаев настолько приближается к картине ост­рого алкогольного галлюциноза, что часто бывает трудно по­ставить диагноз.

Комментарий: Специалисты нашей клиники проводят лечение хронического алкоголизма даже в самых безнадёжных случаях.

Аналогичные случаи Бонгеффер описывал как систематизированную форму белой горячки, другие авторы называли их смешанными, переходными формами. Ауерсберг и Соляри в 1963 г. описали подобные случаи как «синдром моста» острого галлюциноза к белой горячке. В ряде наших наблюдений на протяжении одного и того же приступа имел место переход делирия в острый галлюциноз, т. е. вначале картина болезни носила характер атипичного делирия, а затем зрительные галлюцинации исчезали, восстанавливался сон, а слуховые галлюцинации и бред продолжались. Старые авторы такие случаи считали протрагированным делирием, но, нам кажется, что правильнее говорить о переходе делирия в галлю­циноз. У больных, которые за период наблюдения перенесли не один, а два, три и больше приступов делирия (атипичного), в клинической картине наблюдалась все большая тенденция к переходу в галлюциноз. Так, больной В. на протяжении трех лет перенес три приступа болезни, из которых первые два но­сили характер атипичного делирия.

Третий приступ также на­чался, как атипичный делирий с явлениями психического авто­матизма, с онейроидными эпизодами и смешанными галлюци­нациями. На б—6 день зрительные галлюцинации совершенно исчезли, а слуховые галлюцинации и бред остались и продол­жались в течение трех месяцев, т. е. болезнь приняла характер подострого галлюциноза.

Вторая группа атипичных галлюцинозов включает 31 больно­го, из которых 18 перенесли острые, 8—подострые и 5—хрони­ческие алкогольные галлюцинозы. В клинической картине бо­лезни, наряду с голосами, возникавшими на фоне аффекта тре­воги и страха, имели место явления психического автоматизма в форме зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций, бред физического воздействия и «симптома открытости», бред пре­следования, самообвинения,обвинения, колдовства, фантасти­ческий бред величия, делириозные и онейроидные эпизоды, от­дельные зрительные истинные галлюцинации, иллюзорный гал­люциноз, депрессивное или повышенное настроение при нали­чии голосов соответствующего содержания. Сочетание указан­ных симптомов обусловливало большую полиморфность клинической картины.

Большинство больных перенесло не по одно­му, а по.два и больше (свыше 10) приступов галлюциноза. У многих приступам атипичного галлюциноза предшествовали приступы абортивной или развернутой белой горячки, а также атипичные делирии и приступы типичного алкогольного гал­люциноза.