К характеристике хронического алкоголизма у лиц, перенесших травму головы. (Продолжение)

Наиболее частым типом опьянения у алкоголиков-травма­тиков является эпилептиформный. Следует указать на сравни­тельную редкость алкогольных психозов у алкоголиков-«травматиков»; возможно, это объясняется тяжестью опьянения, преимущественно эпилептиформного, выход из которого в ряде случаев наступает через много часов. Очевидно, перенесенная в прошлом травма головы детерминирует характер реакции на алкоголь и в ряде случаев препятствует проявлению других психопатологических реакций. В случаях же белой горячки у больных травматиков мы часто наблюдали включения, на­поминающие по своей психопатологической структуре, суме­речные нарушения сознания (выраженная оглушенность, аффект гнева, полная амнезия психотического состояния).

При исследовании высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы) у больных первой группы при помощи словесного эксперимента в модификации Гаккель, обнаружи­вается выраженное ослабление процесса активного торможе­ния, слабость возбудительного процесса; у одной трети боль­ных отмечалось понижение подвижности нервных процессов. Все эти нарушения были более выражены у «травматиков»- алкоголиков, чем в контрольной группе непьющих «травмати­ков» с аналогичными поражениями нервной системы и у алко­голиков, не имеющих травмы головы. Те же исследования, проведенные на больных второй группы, обнаружили, помимо общих для них и больных первой группы, и другие нарушения: у большинства больных речевые реакции при словесном экспе­рименте соответствовали по содержанию не наличному сло­ву— раздражителю, а следу от ранее данного раздражителя. В основе этих отставленных (смещенных) во времени речевых реакций лежит инертность возбудительного процесса и пара­доксальная фаза во второй сигнальной системе. Эти исследо­вания проводились вскоре после поступления больных в ста­ционар, а также через месяц их пребывания в нем. В отличие от алкоголиков, не имевших травмы, у алкоголиков-«травматиков», особенно второй группы, мы не наблюдали значитель­ного регресса нарушений основных нервных процессов во вто­рой сигнальной системе, что также свидетельствует о значи­тельности нарушений высшей нервной деятельности у алкоголиков-«травматиков».

Комментарий: Мы проводим лечение алкоголизма путём снижение тяги к алкоголю. Убедитесь сами, на сколько это эффективно.

Нами применялись разнообразные методы лечения алкого­лизма у травматиков: апоморфин и антабус, гипносуггестивная терапия, а в последнее время — сочетание ряда методов друг с другом. Как правило, у больных первой группы условнопомощи инъекций апоморфина и серии гипнотических сеансов, возникал после 3—4 сеансов терапии, но быстро угашался; больные нуждались в частых повторных подкреплениях. Прием антабуса (весьма ограниченный из-за неврологических и соматических противопоказаний) вызывал бурную вазовеге- тативную реакцию, длившуюся на протяжении нескольких ча­сов. Эффективность при лечении антабусом была большей, чем при лечении апоморфином, но этот метод вызывал частые отказы больных от пользования им и являлся весьма небезо­пасным для их здоровья. Оба метода сочетались (одновремен­но и последовательно) с лечением остаточных явлений трав­мы головы и общеукрепляющим лечением. Это способствовало большей эффективности противоалкогольных методов лечения у больных алкоголиков-«травматиков» первой группы. При помощи этих методов терапии удавалось добиться многомесяч­ных ремиссий. Повторные курсы лечения способствовали удлинению срока ремиссии и приучали больных поступать в стационар с целью профилактики запоев. Повторные поступ­ления больных в стационар в сроки, установленные врачом, являются, по нашему мнению, весьма желательными.

Если нужно смотреть положительно на исход лечения алко­голиков первой группы, то при оценке лечения алкоголиков второй группы меркнет даже самый розовый оптимизм. Охотно подвергаясь лечению разнообразными способами, в том числе антабусом, эти больные, даже в тех случаях, где удается выработать прочный условный рвотный рефлекс на алкоголь или бурную вегетативно-сосудистую реакцию на него, испытывают столь сильное влечение к спиртным напит­кам, что тотчас же после окончания лечения и выписки из ста­ционара, напиваются, преодолевая отвращение к спиртным напиткам и пренебрегая рвотной реакцией. Очевидно, это вы­ражение нарушения взаимодействия первой и второй сигналь­ных систем, отмеченное многими исследователями высшей нервной деятельности при алкоголизме, усугубленное послед­ствиями травмы. Лечение больных второй группы в условиях психиатрических отделений или обычных наркологических от­делений мы считаем бесцельным, не оправдывающим затрачен­ных на них усилий, средств и тягот их пребывания для боль­ных и персонала психиатрических отделений.

Наиболее целесообразным нам представляется создание для таких больных с выраженными проявлениями хрониче­ского алкоголизма и антиобщественным поведением учрежде­ний закрытого типа с трудовым режимом, с длительным пребы­ванием в них. Помещение хронических алкоголиков в эти уч­реждения должно санкционироваться органами юстиции.