К клинике тяжелых форм хронического алкоголизма.

Е. М. Жудро (Москва)

Клиника тяжелых форм хронического алкоголизма до сих пор в должной мере не изучена. В литературе имеются лишь упоминания о существовании таких форм. Известный знаток алкоголизма Блейлер писал, что тот алкоголик, у которого имеются легкие признаки алкоголизма —- легкий алкоголик, у кого отмечаются тяжелые симптомы — тот тяжелый алко­голик. С. С. Корсаков указывал, что в результате хрониче­ского алкоголизма в конце кондов развивается характерное слабоумие с безразличием, потерей памяти, причем у части алкоголиков на первый план выступает глубокое слабоумие, а у других — довольно долго держится характерный, добродуш­ный юмор по отношению к себе и другим. О тяжелых формах алкоголизма упоминается и у Мегендорфера, Полита, Стрельчука и др.

За последние годы появились работы об алкогольных эн- цефалопатиях (Жирар, Девик, Гард, Леребуле, Плювинаж и др.). Эти авторы несколько расширяют границы алкогольной энцефалопатии, включая, наряду с алкогольным геморрагиче­ским полиоэнцефалитом Вернике, и другие алкогольные забо­левания, при которых ведущее место в клинике занимают не органические, а функциональные изменения центральной нерв­ной системы. Однако, дифференциация хронического алкого­лизма на степени — стадии заболевания в зависимости от тя­жести клинической симптоматики еще в должной мере не про­ведена. Тяжелые формы хронического алкоголизма до сих пор еще клинически не очерчены.

В своей работе мы попытались хотя бы отчасти заполнить данный пробел.

Мы изучили 100 больных тяжелыми формами хроническо­го алкоголизма. По возрасту больные распределялись следующим образом: 30—40 лет — 23 человека, 41—60 лет — 42 че­ловека, 51 и выше — 35 человек.

Все изученные нами больные длительное время злоупотреб­ляли алкоголем.

Изучение преморбидных свойств данного контингента боль­ных не дало указаний на наличие каких-либо отклонений от нормы, со стороны нервно-психической сферы, нервно-психи­ческие и соматические нарушения появлялись в процессе хро­нической интоксикации алкоголем. Следовательно, наблюдав­шиеся нами нарушения у больных были обусловлены только алкоголем.

Главным этиопатогенетическим- фактором, по нашему мне­нию, обусловливающим развитие тяжелых форм хронического алкоголизма, является длительная алкогольная интоксикация, которая ведет к повреждению центральной нервной системы и, в первую очередь, ее высших отделов — коры головного мозга. Другим дополнительным, а потому и необязательным, фактором являлась травма головного мозга, которая утяжеля­ла течение алкоголизма. Известную роль в этиопатогенезе иг­рала пониженная резистентность к алкоголю, т. е. снижение выносливости к нему, а также нарушения обмена веществ (углеводного, витаминного, солевого, ферментативного и др.). Особое место в патогенезе тяжелых форм хронического алко­голизма следует отвести нарушению витаминного обмена (по­нижение содержания витаминов комплекса С и В и др.), навод­нение организмов продуктами неправильного обмена, обус­ловленного алкоголем, а также недоокисленными продуктами распада алкоголя.

Комментарий: В нашей клинике при необходимости проводится принудительное лечение от алкоголизма. Не терпите издевательсва алкоголика, обратитесь к специалистам.

Клиника тяжелых форм хронического алкоголизма наряду с нервно-психическими и соматическими нарушениями, свой­ственными хроническому алкоголизму, выраженному в сред­ней степени, имеет ряд специфических, присущих этой форме симптомов. Алкоголь обусловливал у наших больных развитие ряда соматических заболеваний. У них наблюдались желудоч­но-кишечные заболевания в виде хронического гастрита, пора­жение сердечной мышцы в виде дистрофии миокарда или кар­диосклероза и т. д. Особенно резко выступали явления преж­девременного одряхления. Больные выглядели старше своего возраста, кожа была у них дряблая, теряла свою эластичность, зубы у многих больных отсутствовали, или же наблюдались явления альвеолярной пиореи. Половая функция у большинства мужчин была ослаблена или полностью угасала. Как правило, абстинентный синдром у этих больных был выражен в резкой степени. Для этого периода характерна депрессивно-дисфори- ческая окраска настроения, иногда с приступами тоски, отчая­ния, нередко приводившими больных к совершению суицидальних попыток.

У этого контингента больных видоизменя­лось качество опьянения, оно трансформировалось в амнестическую форму, близкую к патологическому опьянению. При этом, если больные на первых этапах опьянения помнили все, что с ними происходило во время опьянения, или забывали его отдельные эпизоды, то в дальнейшем весь период опьянения у них покрывался амнезией, они не могли вспомнить, что с ни­ми было, что они делали в период опьянения, и с удивлением узнавали от окружающих о своем поведении в этот период. Выносливость к алкоголю у этих больных резко снижалась; если в прошлом они могли выпивать от 0,5 до 2 литров водки и выше, то в последующем они пьянели от меньших доз (100— 300 грамм), т. е. у них появлялась интолерамтность к алко­голю.