К клинике начальной стадии алкогольной болезни. (Продолжение 3)

В приведенном наблюдении характерным является разви­тие проявления алкогольной болезни и, в частности, формиро­вание абстинентного синдрома. Вызванное чисто бытовыми обстоятельствами систематическое пьянство в течение 3—4 ме­сяцев приводит к развитию потребности, исчезновению контро­ля, возникновению толерантности и увеличению количества выпиваемого. В этом периоде появляются и амнезии опьяне­ния. Через 7 месяцев у больного развивается уже отчетливо выраженный абстинентный синдром, купируемый последую­щим приемом алкоголя. Наряду с этими явлениями, мы на­блюдаем развитие и неврастенического синдрома. Изменение обстоятельств жизни и работы, 3-месячное воздержание от алкоголя резко улучшает состояние больного.

Астенический синдром исчезает, хотя, однако, остается измененное отноше­ние к алкоголю. Когда больной начал вновь выпивать, хотя и 1—2 раза в месяц, каждый эпизод опьянения характеризовал­ся потерей контроля и иногда амнезиями. В течение долгого времени абстинентный синдром не проявлялся, но учащение потребления алкоголя, связанное с психогенными моментами, вновь привело к установлению абстинентного синдрома и выра­женному астеническому состоянию.

Комментарий: Наша клиника считается центром лечения от алкоголизма. Обратившись к нам за помощью сегодня, вы обеспечиваете себе завтра.

Таким образом, как демонстрируется в приведенных на­блюдениях, на известном этапе злоупотребления алкоголем, которое мы можем назвать бытовым или привычным пьян­ством, у всех обследованных нами больных отмечается изме­нение отношения к алкоголю. Если до какого-то момента при­ем спиртного мог объясняться только психологическими мотивами («неудобно отказаться», «все пили», «так уж заве­дено»), то теперь этого объяснения недостаточно. Прием алко­голя становится самоцелью. У больных возникает потребность выпить. В этом периоде она уже не вызывается внешними при­чинами, возникает самостоятельно и имеет много общих черт с навязчивыми влечениями (возникает независимо от желания индивидуума, занимает доминирующее положение в содержа­нии сознания, с трудом и неполностью подавляется). В той или иной степени эта потребность имелась у всех наших больных. Изменение влечения к алкоголю внешне проявлялось в том, что больные начинали пить в одиночку, не только не нуждаясь в компании, но зачастую и избегая свидетелей своей слабости.

Одновременно изменяется и форма приема алкоголя. Если раньше алкоголь вызывал аппетит, и его употребление было возможно только в соответствующей обстановке и с соответ­ствующей закуской, то в этом периоде прием алкоголя, напро­тив, подавляет аппетит, больные перестают закусывать при выпивке, могут пить на ходу, в случайных пивных, в магази­нах и т. д.

Характерным для этого периода алкоголизма является ис­чезновение при передозировке алкоголя рвот, которые, как известно, служат проявлением действия защитных механиз­мов, свойственных клинике острых интоксикаций. Больные от­мечают, что, если раньше они могли выпить ограниченное ко­личество спиртных напитков, то в этой стадии количество выпиваемого определяется лишь самой возможностью пить («пью, пока на ногах стою» и т. д.).