К клинике начальной стадии алкогольной болезни. (Продолжение)

Елинек, давая характеристику динамики алкоголизма, указывает, что в развитии алкогольных заболеваний можно различать:

1) симптоматическое или «нормальное» социаль­ное пьянство;

2) продромальную фазу хронического алкого­лизма;

3) круциальную стадию заболевания;

4) собственно хронический алкоголизм.

В своей работе Елинек пользовался данными анкеты, собранной у 2000 бывших алкоголиков. Однако, выдвигая на первый план чисто бытовые признаки (обстановка пьянства, изменение характера поведения) и пси­хологические критерии «влечения, чувства вины» и пр., автор этой систематики, на наш взгляд, недоучел изменения медико- биологического характера, что сделало его классификацию недостаточно четкой. Кроме того, методически вряд ли может быть признано правильным использование сведений, собран­ных только у лиц, оказавшихся в силах бросить злоупотребле­ние алкоголем.

В наиболее полной монографии, посвященной этиологии хронического алкоголизма, вышедшей в 1955 г. в США, М. Шерфи полагает, что в уклонении от полного воздержания можно выделить несколько степеней употребления спиртного:

1) умеренное или социальное потребление (по торжествен­ным, общественным поводам, при нормальном поведении в состоянии опьянения);

2) тяжелое социальное потребление, включающее случаи, когда личность пьет часто, хотя и по об­щепринятым поводам, и много, до состояния мышечной диско- ординации и неправильного поведения;

3) чрезмерное потреб­ление, когда пьют часто, без достаточных поводов, помногу, но без заметного ущерба в личностном и социальном плане; на этой стадии возможен самостоятельный отказ от алкоголя;

4) хронический алкоголизм, определение которому автор дает по формулировке ВОЗ. Разумеется, что и такая систе­матика, в основу которой кладется количественный признак, не может нас удовлетворить, так как не отражает ни этиоло­гических, ни патогенетических моментов заболевания, ни его динамики.

Комментарий: В нашей клинике мы также предоставляем лечение пивного алкоголизма. От пивного алкоголизма всё чаще страдают наши дети. Прекратите это пока не поздно!

Более совершенной на наш взгляд является классификация Айви, который делит всех употребляющих алкоголь на:

1) случайно пьющих,

2) умеренно пьющих (около трех раз в неделю),

3) привычно пьющих (ежедневно),

4) неумеренно пьющих (постоянно и в больших количествах),

5) алкоголь­ных наркоманов (страдающих неудержимым влечением к алкоголю, с явлениями физической и психической зависимо­сти от него),

6) хронических алкоголиков (с явлениями физи­ческой и психической деградации).

В этой систематике алко­голизма автор опирается, как мы видим, на медико-биологи- ческие критерии (явления физической и психической зависимости, явления деградации), но чисто количественный подход к первым четырем группам вряд ли может быть оправ­дан.

Для приведенных классификаций характерно применение термина хронический алкоголизм только к далеко зашедшим формам заболевания. Той же точки зрения в последнее время придерживается и ряд отечественных исследователей алкого­лизма (Стрельчук И. В., Рапопорт А. М. и др.). Это объясняет­ся тем, что применение термина «хронический» как к острым, так и к запущенным стадиям заболевания, создает терминоло­гическую путаницу и звучит несколько парадоксально.

Исследование динамики хронического алкоголизма, пред­принятое в отделе изучения алкогольных заболеваний Инсти­тута психиатрии АМН СССР (зав. отделом Портнов А. А.), позволило наметить основные этапы алкогольной болезни, дать примерную схему этого заболевания. А. А. Портновым была предложена следующая классификация алкогольной бо­лезни: 1) ранняя или начальная стадия, характеристику ко­торой мы попытаемся дать в настоящем сообщении; 2) раз­вернутая стадия заболевания, характеризующаяся всем комп­лексом симптомов физической зависимости организма от алкоголя (выраженные явления похмелья, потеря контроля

над количеством выпиваемых спиртных напитков и т. д.), а также выраженными, плохо поддающимися обратному разви­тию, эмоционально-волевыми изменениями личности больных (эта стадия может быть названа энцефалопатической и описа­на в специальной работе И. Н. Пятницкой). Третья стадия алкогольной болезни, где па первый план выступают интел- лектуально-мнестичеекие расстройства, первоначальные же особенности личности сглаживаются. Явления физической зависимости в этой стадии еще более отчетливы, а формы опьянения принимают новый характер тяжелых запоев.

Изучение начальных стадий алкогольной болезни пред­ставляет большой интерес. Именно здесь, на первых стадиях, привычное употребление алкоголя ведет к изменению реакции организма на введение токсического вещества, вследствие чего алкоголь становится движущей пружиной развивающегося патологического процесса. На этой стадии формируются основные патогенетические механизмы алкогольной болезни. Изучение этой стадии должно помочь в определении понятия «хронический алкоголизм», уточнить диагностические крите­рии этого заболевания. Выявление и правильная диагностика ранних стадий алкоголизма имеет особое значение для профи­лактики и своевременной терапии.

Изучение начальных стадий алкоголизма связано с особы­ми трудностями. На этой стадии больные редко обращаются в диспансер. Попытка же выявить эту категорию больных пу­тем массовых обследований на производстве и в быту таит в себе опасность описания в качестве начальных форм алкого­лизма обычного бытового пьянства.