Медицинская клиника

«Аксона»

Лечение истерии

Причины истерии

Истерия — одна из форм неврозов, а их развитие во многом обязано психотравмам.

Развиваться истерический невроз может на фоне длительного стресса, травмирующей ситуации, однако практически всегда лишь на благодатной почве  —  особом складе характера. У людей внушаемых, склонных к демонстративному поведению, эгоцентричных шансы на развитие истерии выше. Возбудимость, эмоциональная лабильность, наличие психических заболеваний, склонность к манипуляциям  —  все это может быть пусковым механизмом.

Симптомы истерического невроза

Одной из особенностей, свойственной истерии, является высокая внушаемость. Поэтому один симптом может быстро заменяться другим, например, под влиянием комментариев врача или в случаях, когда человек наблюдает за проявлениями болезни у другого пациента. К самым частым проявлениям истерии относят следующие признаки:

Специфические припадки: могут быть очень разнообразными. Приступы плача, громкий смех, театральная жестикуляция, попытки рвать на себе волосы или царапать себя и пр. Обычно истерический припадок развивается тогда, когда есть “благодарный зритель”;

Нарушения двигательной сферы: парезы, параличи, контрактуры, гиперкинезы

Вегетативные расстройства: спазмы мышц пищевода, истерическая рвота, спазмы в животе, запоры, диарея, одышка, задержка мочеиспускания и даже ложная беременность у женщин

Расстройства работы органов чувств: сужение или полей зрения, вплоть до полной истерической слепоты, глухота, немота, заикания и пр

Имеют значения и особенности личности человека. Кроме свойственной им внушаемости часто присутствуют такие черты, как сложности с контролем за своими эмоциями, демонстративность поведения, желание быть в центре внимания, тревожность и пр. Могут наблюдаться частые смены настроения, неадекватные реакции, жалобы на проблемы со здоровьем, которых нет на самом деле, нервные тики, нарушения сна, пищевого поведения, демонстративные попытки суицида.

Особенности диагностики

В связи с тем, что соматические проявления расстройства могут быть достаточно серьезными, при подозрении на истерический невроз требуется комплексная диагностика: важно убедиться, что материального субстрата, например, для развития глухоты, нет. Впрочем, в тяжелых случаях требуется госпитализация и проведение диагностики в рамках стационара.

Амбулаторная диагностика может включать лабораторные исследования, ЭКГ, прием узких специалистов (терапевта, невролога, офтальмолога и проч.). После того, как врачи убедятся в отсутствии соматических, неврологических патологий, проводится психодиагностика. Первая беседа с психиатром или психотерапевтом помогает определить направление будущей терапии, уточнить особенности протекания расстройства, понять, насколько пациент замотивирован в лечении. Большой вклад в диагностику могут внести близкие люди человека  —  рассказать о том, как часто и при каких обстоятельствах возникают приступы, сколько они длятся, чем завершаются, употребляет ли человек алкоголь или другие стимуляторы и пр.

Методы лечения

Главная сложность в том, что истероидные личности могут не стремиться к выздоровлению  —  роль “больного”, демонстративное поведение выгодны. С помощью симптомов можно увильнуть от дела, которым не хочется заниматься, получить заботу и внимание близких, оправдать тот или иной поступок и проч. Это удобный способ адаптации к обстоятельствам жизни.

Поэтому психиатрам и психотерапевтам часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда первую консультацию инициируют уставшие родственники человека с неврозом

Возникли вопросы?

У наших консультантов найдется ответ на любой ваш вопрос!
Круглосуточная горячая линия.

Тем не менее расстройство не нарушает критичности мышления, человек вполне может осознавать, что болен и нуждается в лечении.

Лечение истерии проводится с помощью медикаментозного и психотерапевтического подходов, допускается их комбинация. Важно придерживаться общих рекомендаций  —  соблюдать распорядок дня, исключить любые виды интоксикаций и стимуляторы нервной системы, поддерживать физическую форму. Единого рецепта лечения не существует  —  все очень индивидуально.

Хороший врач обязательно даст рекомендации близким  —  важно создать спокойную обстановку, относиться к человеку внимательно и поддерживать его, это поможет избежать новых эпизодов. В качестве психотерапевтических методов могут быть использованы аутогенные тренировки, методы убеждения, рациональная, когнитивно-поведенческая психотерапия и пр.

Снижение проявлений расстройства возможно с помощью медикаментов. Их принимают курсом и, как правило, в небольших дозах. Психиатр может назначить транквилизаторы, противотревожные средства, препараты с седативным действием.

Если вы заметили симптомы истерического невроза у вашего близкого, не откладывайте визит к врачу — постарайтесь убедить его в необходимости получить консультацию. Обратитесь в нашу клинику. Врач обязательно расскажет о том, как поступить в сложившейся ситуации. Врачи нашей клиники успешно занимаются лечением истерии в Москве — вы можете нам доверять.