Медицинская клиника

«Аксона»

Неврастения — самый популярный вид невроза. Это расстройство, которое может сопровождать психическое или физическое заболевание, а также быть самостоятельным, развиваться на фоне истощения ресурсов организма или в силу других причин. Обычно неврастенией страдают женщины 20-40 лет, у них этот синдром встречается в 2-3 раза чаще. Однако неврастении подвержены и мужчины. Встречается она у людей более старшего возраста, особенно часто — на фоне хронических заболеваний.

Проявления неврастении легко спутать с переутомлением, но разница между ними состоит главным образом в том, что усталость проходит после хорошего отдыха. Справиться же с неврастенией можно только с помощью врача.

Кто подвержен неврастении?

Ряд зарубежных исследований позволил сделать вывод о том, что неврастения является следствием нарушения работы ретикулярной активирующей системы (РАС). Она представляет собой совокупность нервных клеток, которые регулируют активность нервной системы, и неврастения является своеобразным тревожным звоночком о том, что нервная система не справляется с нагрузками. Кого это может коснуться?

9 Nevrosteniya

Главным фактором риска являются действительно непомерные для человека нагрузки  —  физические, эмоциональные, интеллектуальные. Неврастении подвержены люди с хроническими заболеваниями, психическими расстройствами. Неврастенический синдром может быть реактивным  —  в ответ на стресс, эмоциональную перегрузку или сильные переживания. Также он может быть вторичным  —  развиваться на фоне тяжелого инфекционного или соматического заболевания.

Шансы на развитие неврастении повышаются у людей тревожных, трудно справляющихся со стрессом, склонных к перфекционизму

Чем неврастения отличается от усталости?

Есть один верный критерий отличия неврастенического синдрома от банального переутомления. В последнем случае полноценный короткий отдых подарит новые силы, а от усталости не останется следа. При неврастении сон и отдых не приносят должного удовлетворения.

Неврастения характеризуется следующими симптомами:

• повышенная утомляемость, особенно после интеллектуальных нагрузок;
  • снижение работоспособности, продуктивности в том числе в решении повседневных, простых бытовых задач;
  • рассеянность, невозможность сконцентрироваться;
  • чувство физической слабости, изнеможения даже после незначительной нагрузки;
  • раздражительность, плаксивость, гневливость;
  • симптомы депрессии и тревоги;
  • нарушения сна;
  • повышенная чувствительность к раздражителям —  шуму, свету;
  • беспокойство по поводу снижения интеллектуальных способностей и физических возможностей;
  • снижение полового влечения.

К таким симптомам нередко присоединяются учащенное сердцебиение, перепады кровяного давления, приливы или озноб, диспепсия, повышенная потливость, нарушения аппетита, боли в животе, головные боли.

Есть два вида неврастении, каждый из которых отличается набором симптомов. Гипостеническая протекает с повышенной утомляемостью, сильной сонливостью, упадком сил. Гиперстенической свойственны повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, бессонница.

Особенности диагностики

Неврастению легко спутать с симптомами других расстройств, в том числе не относящихся к психиатрии. Поэтому важно исключить серьезные заболевания, которые сопровождаются аналогичными симптомами  —  инфекционные поражения, болезни нервной системы, эндокринные нарушения.

Диагностика требует коллегиального подхода, при этом используются лабораторные анализы и инструментальные исследования. После того, как команда специалистов исключает серьезные патологии, за дело берется психиатр или психотерапевт. Он изучит анамнез, задаст вопросы о том, как давно и при каких обстоятельствах появились первые симптомы. Обязательно проводятся диагностические тесты, в основном в виде опросников. После постановки точного диагноза разрабатывается схема лечения.

Особенности диагностики

Возникли вопросы?

У наших консультантов найдется ответ на любой ваш вопрос!
Круглосуточная горячая линия.

Методы лечения неврастении

Лечение может проводиться в стационаре или амбулаторно  —  все зависит от состояния человека. Неврастению иногда удается победить только соблюдением общих рекомендаций:

• соблюдение режима труда и отдыха;
  • отказ от “стимуляторов” —  спиртного, бесконтрольного потребления энергетиков, напитков с кофеином, табакокурения;
  • разработка оптимального уровня физических и умственных нагрузок;
  • создание спокойной рабочей и домашней обстановки.

На практике же последний пункт представляет особую сложность  — моментально  выйти из многолетнего конфликта или по щелчку пальцев начать здорово справляться с ежедневными стрессами невозможно. А возвращаться в привычное русло жизни при этом нужно. Поэтому врач подберет медикаменты  —  обычно они назначаются в небольших дозах. Могут быть показаны ноотропы, антидепрессанты и др. Также зачастую курс дополняется симптоматической терапией: например, поливитаминные добавки способны снижать симптомы неврастении, поэтому врач может назначить их для большей эффективности лечения. При нарушениях сна седативные препараты подбираются индивидуально, как и при повышенной возбудимости и бессоннице.

Психотерапия занимает особое место в лечении неврастений. При этом работа будет направлена не первоисточник расстройства — низкие адаптационные способности, неумение противостоять стрессу, внутренние конфликты и другие особенности личности, которые провоцируют развитие невроза.

Какие инструменты психотерапии могут быть актуальны:

• когнитивно-поведенческая терапия;
  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • трансактный анализ и мн. др.

Длительность курса психотерапии и состав программы может быть подобран индивидуально в зависимости от состояния человека.

В рамках лечения неврастении в Москве специалисты нашей клиники готовы оказать всестороннюю помощь: провести точную комплексную диагностику, назначить лекарственные средства, разработать психотерапевтическую программу. Нашим пациентам доступны индивидуальные и групповые сеансы психотерапии, психологическое консультирование, точная психодиагностика. Мы готовы помочь в случаях любой степени сложности.